назад в содержание                           предыдущая глава                                      следующая глава

ГРАНИ ЛЕНД-ЛИЗА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К САМИМ США:

РОСТ ПРОИЗВОДСТВА И ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ

НА ДОСТАВКЕ «РУССКОГО ЛЕНД-ЛИЗА»

 

Советская пропаганда часто повторяла в адрес США такой упрек: американцы на войне наживались. Это правда.

    Самым наглядным образом это оказалось представлено в английском учебнике истории для средней школы, который у нас долгие годы содержался в спецхране. На его регистрационную карточку я наткнулась, когда рылась в Библиотеке иностранной литературы в картотеках изданий, только что в 1990 году выпущенных из спецхрана. Учебник заинтересовал меня еще и тем, что в нем под одной обложкой оказалась история двадцатого века России и США, выпущен он был в Лондоне в 1968 году. Вот каким графиком представлены в этом учебнике подъемы и спады экономики США в процентах от нормальной деловой активности.

График из книги P.J.Larkin, V.Sc., B.A. “World History in the Twentieth Century. U.S.A. and Russia”, Hulton Educational Publications Limited, London, 1968.

Не совсем понятно, что считается нормой деловой активности, но это, по-моему, не так уж важно. Ясно и без этого, что глубокий экономический кризис начала тридцатых годов имел рецидив, или повторный спад (Recurring Slump), в 1938 году, а подъема, равного военному буму периода Второй мировой войны, пик которого приходился на 1944-й — начало 1945 года, не было ни за рассматриваемый период, ни, наверное, за всю историю Соединенных Штатов. Подъем экономики шел в основном за счет производства вооружения не только для себя, но и для многих других стран, не напрасно США называли арсеналом демократии. За этим бумом последовал очень крутой, хоть и не слишком глубокий спад. Как известно, переход экономики с военных на мирные рельсы, или конверсия, — процесс весьма болезненный, даже если страна не разрушена войной. Следующий по величине подъем за рассматриваемый период пришелся на Корейскую войну.

США на войне наживались, в стране не было безработицы, это так. Но на заработанные деньги нельзя было купить все, что хочешь, и столько, сколько хочешь, — были введены достаточно жесткие ограничения на многие товары. Самым внешне заметным было, вероятно, нормирование отпуска бензина, потому что за ним выстраивались огромные очереди, в которых, по свидетельству очевидцев, можно было встретить и супругу президента Элеонору Рузвельт. Именно в городах США в годы войны стало активно развиваться огородничество на балконах. При военном экономическом буме страна не выглядела процветающей, разве только по сравнению с нашей и другими, на территории которых шла война. К слову, о нормировании, или рационировании, вспоминали те советские специалисты, кто работал и жил в США достаточно длительное время. Моряки, ходившие в США, об этом никогда не говорили, вероятно потому, во-первых, что их валютных заработков не хватало на то, чтобы столкнуться всерьез с проблемой ограничений, и, во-вторых, американские ограничения были несравнимы с теми, что были дома. Напротив, моряки отмечали, что в Америке всего вдоволь.

А еще на войне гибли граждане США. Достаточно широким было движение матерей против того, чтобы их сыновья воевали за пределами своей страны — это, кстати, тоже было проявлением изоляционизма, но оно, думаю, по-человечески понятно любому.

Людские потери США во Второй мировой войне были значительно меньше жертв Великобритании и тем более Советского Союза. Но если говорить о жертвах на доставке ленд-лиза в нашу страну, или «русского ленд-лиза», как его называли американцы и англичане, картина получается совсем другая.

Австралийский журналист Джон Дейл в статье, которую газета “Московские новости” опубликовала 7 октября 1990 года, написал: «Свыше 30 тысяч английских и американских ГРАЖДАНСКИХ МОРЯКОВ (выделено А.П.) отдали жизнь, чтобы помочь русским». Статья Д.Дейла названа: «Правда не умалит ваш подвиг». В статье не указан источник, из которого взята эта цифра, да источники и не принято публиковать в газетах.

Уинстон Черчилль в своих мемуарах пишет: «Помощь, оказанная России союзниками, заслуживает того, чтобы ее отметили и помнили о ней. ПЕРВЫЕ НАШИ КОНВОИ НЕСЛИ ТЯЖЕЛЫЕ ПОТЕРИ, но в 1944 и 1945 годах, КОГДА КОНВОИ ОТПРАВЛЯЛИСЬ ТОЛЬКО В ТЕМНЫЕ ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ, ПОТЕРИ БЫЛИ НЕВЕЛИКИ (выделено А.П.) ...При выполнении этой трудной задачи людские потери торгового флота [Великобритании] составили 829 человек» (У.Черчилль, «Вторая мировая война», сокр. перевод с англ., кн.3 [тт. 5-6], М., 1991, с.621). Черчилль называет и цифру людских потерь военно-морского флота Великобритании, который всю войну участвовал в охране караванов, доставлявших «русский ленд-лиз» северным маршрутом  — 1 840 офицеров и рядовых.

Аналогичных точных американских цифр, как уже было сказано, найти не удалось, но их можно рассчитать приблизительно. По данным президентских отчетов (см. таблицу VI в Приложениях к книге Р.Джонса «Дороги в Россию» или Приложение 2 в книге «Ленд-лиз. Тихий океан»), доля работы по перевозке русского ленд-лиза судами США — 46,8%, судами других, кроме СССР и США, стран — 3,1%. Допустим, на долю английских транспортных судов приходится 2,7%, а число погибших моряков пропорционально доле участия в перевозках. Людские потери торгового флота США при этих допущениях составят примерно 14 500 человек. И хотя эта цифра почти вдвое меньше приведенной австралийским журналистом, она достаточно велика.

Точную цифру людских потерь советского транспортного флота тоже нигде обнаружить не удалось, но достаточно вероятный подсчет можно сделать, опираясь на данные справочника «Суда ММФ, погибшие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В Тихоокеанском регионе, по данным этого справочника, погибло 240 человек. На 38 советских судах, потерянных в Северной Атлантике и западном секторе Советской Арктики, в конвоях не только союзных, но и каботажных — почти 1500 членов экипажей и пассажиров. Были потери и на доставке ленд-лиза через Каспийское море. Все вместе людские потери советского транспортного флота на доставке грузов ленд-лиза дают цифру меньше 2000.

Жертвы среди американских гражданских моряков оказываются в несколько раз большими. А то, что точные цифры этих потерь до сих пор недоступны — предположить, что неизвестны вообще, не могу, — говорит лично мне, что правительства наших стран и прежние, и нынешние в некоторых направлениях своей деятельности мало отличаются друг от друга. И исследователей обеих стран, занимающихся темой ленд-лиза, этот круг вопросов, похоже, не интересует вовсе.

Часто приходилось слышать, что иностранцы ставили в конвойный ордер старые развалюхи, чтобы после их гибели получить страховку. В отношении частных судовладельцев это, должно быть, верно, но гибель многих тысяч американских гражданских моряков в такую схему, по-моему, не вписывается. И с корыстолюбием как национальной чертой американцев тоже плохо согласуется.

    Могу повторить еще раз: ленд-лиз — явление многогранное, чтобы судить о нем, необходимо принимать в рассмотрение этих граней возможно больше.

                 наверх                          предыдущая глава                                       следующая глава