назад в содержание                                предыдущая глава                                       следующая глава

ДВУСТОРОННЕ  РЕПРЕССИРОВАННАЯ* ИСТОРИЯ

 

Соглашение о Ленд-Лизе между СССР и США, как уже было сказано, подписано в Вашингтоне 11 июня 1942 года. В 2007 году этому событию исполнилось 65 лет. Но у нас не принято отмечать как должно такую дату – ведь ДО СЕРЕДИНЫ 70-Х ГОДОВ САМ ТЕРМИН «ЛЕНД-ЛИЗ» БЫЛ В СССР ПОД ЦЕНЗУРНЫМ ЗАПРЕТОМ.

Судя по тому, как Владивосток и Петропавловск-Камчатский в год 60-летнего юбилея окончания Второй мировой войны «не заметили» проделанной ими огромной до невероятности военной работы, которая была главным вкладом в Победу, Дальний Восток и Камчатка до сих пор свято соблюдают запреты НКВД. ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ РАБОТЫ НА ТИХОМ ОКЕАНЕ ПРОДОЛЖАЕТ ОСТАВАТЬСЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕИЗВЕСТНОЙ И, ПО СУТИ, РЕПРЕССИРОВАННОЙ.

НЕИЗВЕСТНОЙ ОНА ОСТАЕТСЯ И НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ОКЕАНА.

В подтверждение привожу фрагменты письма Теда Ван Арсдола, жителя Ванкувера-американского. Письмо написано 15 сентября 1989 года директору московской средней  школы № 892 Маргарите Васильевой:

 «…Много написано о Второй мировой войне, но я думаю, что ТЕМА О МАРШРУТЕ ВОЕННОЙ ПОМОЩИ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН ЗАБЫТА [остается в пренебрежении] (выделено А.П.). Мне приятно узнать, что Вы занимаетесь исследованием этой темы.

      Я не жил в Ванкувере во время войны, большую часть того времени я служил в вооруженных силах в Восточной Европе. Однако последние 26 лет я живу в Ванкувере и являюсь постоянным жителем штата Вашингтон практически всю свою жизнь.

Большинство людей в Ванкувере, по крайней мере рабочие люди работали на гигантской верфи на реке Колумбия. На этой верфи под управлением Генри Дж. Кайзера работало около 38 000 человек в 1944 году на пике [наверное, максимуме военной работы]. Верфь была закрыта вскоре после войны. Еще две верфи Кайзера работали в Портленде.

… Железные дороги играли жизненно важную роль в доставке грузов в порты, чтобы грузить их на суда для дальнейшего следования в Советский Союз».

Автор письма излагает и другие обстоятельства огромной военной работы, а в конце письма пытается объяснить причины ее неизвестности, как он их понимает:

«…К сожалению, число историй [публикаций] об отправке во время войны грузов, предназначенных для мест сражений, из районов Ванкувера и Портленда скудное. Одной из причин может быть то, что газеты не имели достаточно репортеров для освещения боевых действий на море и в других местах, где они хотели бы это делать. Другой причиной является то, что Правительство Соединенных Штатов могло принять решение не разглашать информацию о некоторых из этих поставок по причине военной безопасности».

Думаю, надо дать разъяснения по поводу адреса и адресата этого письма.

Из многотысячного отряда  моряков, участвовавших в Тихоокеанской транспортной эпопее, после войны в течение многих лет было разрешено говорить только о юнгах**, они превратились в главных действующих лиц тихоокеанской работы. Потому еще в советские времена в московской школе № 892 появился Музей юнг огненных рейсов, вокруг него объединились ставшие москвичами люди, бывшие в годы войны тихоокеанскими юнгами или молодыми матросами. К сожалению, с годами их становится все меньше.

Энтузиастом и локомотивом в работе Музея юнг была директор школы М.И.Васильева. Когда я в середине 1990-х годов попала в этот музей, она показала мне среди экспонатов очень меня заинтересовавшее письмо из США: человек, работавший в годы войны на руководящей должности в портовом хозяйстве одного из городов западного побережья, удивлялся, что тогда через их порт и другие тихоокеанские порты США шел огромный поток грузов на Дальний Восток России, но об этом в Америке почему-то никогда не вспоминают.

Директор обещала сделать мне ксерокопию этого письма, но заболела и выполнить свое обещание не успела, потому что неожиданно и скоропостижно скончалась. С тех пор прошло немало лет, сменившие ее люди не слишком хорошо ориентировались в архиве музея и не смогли найти это письмо, передавали мне другие, не содержащие нужной информации.

Только в 2006 году бывший ученик кочегара, а потом кочегар 2-го класса, в свои семнадцать лет тонувший на «Трансбалте» и ставший после войны солистом оперного театра Владимир Александрович Панков добился того, что в музее нашли письмо, правда, другое, но с нужной информацией. Он прислал мне его копию. И ТЕПЕРЬ ЕСТЬ ДОКУМЕНТ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ, ЧТО ИСТОРИЮ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ РЕПРЕССИРОВАННОЙ И НА ДРУГОМ ЕГО БЕРЕГУ.

В середине 90-х годов прошлого века генеральным консулом США во Владивостоке была госпожа Джейн Миллер Флойд. Я встретилась с нею, когда она приехала в Петропавловск в 1996 году, и рассказала ей о первом письме. Она назвала причину неизвестности, действующую и после войны: АМЕРИКАНСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ТОЖЕ НЕ ХОТЕЛО, ЧТОБЫ ЕГО НАРОД ЗНАЛ ОБЪЕМЫ ПОМОЩИ БЫВШИМ СОЮЗНИКАМ, КОТОРЫЕ НА ДОЛГИЕ ГОДЫ СТАЛИ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫМИ ПРОТИВНИКАМИ. ЭТИМ ЖЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ И ТО, ЧТО ЛЮДСКИЕ ПОТЕРИ США НА ДОСТАВКЕ «РУССКОГО ЛЕНД-ЛИЗА» ОСТАЮТСЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ.

Я могу назвать дополнительно ДРУГИЕ ДВЕ ПРИЧИНЫ, ТОЧНЕЕ, ДВА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЕСЬМА ИЗВЕСТНЫЕ, НО ОСТАВИВШИЕ В НЕИЗВЕСТНОСТИ ТИХООКЕАНСКУЮ ТРАНСПОРТНУЮ ЭПОПЕЮ – РАБОТА НА ДРУГОМ БЕРЕГУ ОКЕАНА ТОЖЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ ТАКОГО НАЗВАНИЯ. У НАС БЫЛ ГУЛАГ, А В США ПОЧТИ СРАЗУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ НАЧАЛА РАБОТУ КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АНТИАМЕРИКАНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, О ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЯХ С РУССКИМИ В ВОЕННЫЕ ГОДЫ БЛАГОРАЗУМНЕЕ БЫЛО НЕ ВСПОМИНАТЬ. Тех американцев, кого такая забывчивость удивляет, наверное, не задела деятельность этой Комиссии.

    КОСВЕННЫМ ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ВЫШЕСКАЗАННОГО ЯВЛЯЕТСЯ ОТСУТСТВИЕ СЕРИЙ О ВОЙНЕ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТИХОГО ОКЕАНА В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ СЕРИАЛАХ: СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОМ «НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА» И АМЕРИКАНСКИХ «ВОЙНА НА МОРЕ» И «ВОЙНА В ВОЗДУХЕ». А БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТУТ БЫЛИ ОТНЮДЬ НЕ МЕЛКИМИ – об этом в следующих главах.

* Репрессии значит подавление. Люди, которые организуют, реализуют и поддерживают репрессии, называются репрессантами.


**Институт юнг был учрежден на транспортном флоте в 1943 году. Юнгами брали на суда обездоленных войной мальчишек 13-15 лет, которых надо было прежде всего накормить, одеть-обуть, отогреть как в прямом, так и в переносном смысле, а затем учить – дать и общее, и специальное образование. Они были, что называется, головной болью капитана и всего экипажа. Пройдя такую школу, многие из них выбрали в жизни морские специальности и остались на Дальнем Востоке. Бывшие юнги, живущие в Москве, приобрели в основном другие специальности.

наверх                                        предыдущая глава                                       следующая глава