назад в содержание                                  предыдущая глава                                  следующая глава

 

ПРОИСШЕСТВИЕ С «ОДЕССОЙ» И КОНЕЦ ЕЕ БИОГРАФИИ

 

Жители Дальнего Востока, даже заключенные, составлявшие значительную часть населения, не голодали так, как те, кто оказался в оккупации и, тем более, ленинградцы. Но питание было весьма скудным.

Недаром все, кто жил в Петропавловске в октябре 1943 года, помнят о дополнительном питании, доставшемся им вследствие происшествия с либерти «Одесса».

В передаче, прошедшей 27 января 2005 года на радио ГТРК Камчатка, сотрудница Государственного архива Камчатской области Е.П. Абрамова сказала, что это была авария или крушение. Она процитировала хранящийся в архиве документ, составленный в Обкоме партии. Но в этом же архиве мне удалось найти другой документ: «Нотариальный реестр 1943 г.», где есть запись с порядковым номером 2360 от 16 октября: «Составлен акт о морском протесте по заявлению капитана парохода «Одесса» Иванова Ивана Федоровича». Самого акта нет потому, как объяснила мне в свое время сама Елена Павловна, что акты хранятся 3-5 лет. Еще раньше – потому и стала искать акт – я познакомилась с бывшим в этом рейсе матросом и позже ставшим капитаном Борисом Адриановичем Школиным, который ходил  вместе с капитаном И.Ф. Ивановым в нотариальную контору для составления морского протеста.

Б.А. Школин был уверен, что взрыв в кормовой части левого борта «Одессы» произошел от попадания торпеды. Поиск, подробно описанный в моей книге «Ленд-лиз. Тихий океан» в главе «Либерти «Одесса», начало биографии», позволил с высокой степенью вероятности утверждать, что «Одессу» в Авачинском заливе в ночь на 4 октября 1943 года торпедировала американская субмарина S-44, которая сама вскоре была потоплена японским противолодочным кораблем у острова Парамушир.

       В октябре 1943 года на Камчатку прилетел И.Д. Папанин, уполномоченный Государственного Комитета Обороны. Это по его указанию было принято партийное решение о направлении жителям Камчатки соленого, но просушенного риса. Под  присмотром Папанина «Одесса» была отремонтирована на построенной в Петропавловске перед войной судоверфи так, что никто из тех, кто плавал на ней позже, не знал об огромной пробоине, в которую смог войти мотобот, развернуться и выйти из нее – мне повезло застать в живых человека, который был на том мотоботе.

«Одесса» была последним либерти, оставшимся с войны во Владивостоке, а недавно выяснилось, что и последним в мире. Она много лет стояла у Калининской переправы в качестве плавучей мастерской холдинговой компании «Дальморепродукт». Когда я была там в 1995 году, снять след от пробоины фотоаппаратом не получилось. Можно было бы снять видеокамерой, но у меня ее не было, а никто из тех, кого я просила об этом, так и не собрался выполнить мою просьбу.

В 2002 году телеканал ГТРК «Владивосток» сделал цикл из двух передач в честь 60-летия со дня подписания Соглашения о ленд-лизе между СССР и США. В них «Одесса» как воплощение ленд-лиза была снята с разных сторон, кроме той, где пробоина. Работа эта была сделана по инициативе консультанта по вопросам истории многих командующих ТОФом Александра Ивановича Груздева, который даже книгу мою редактору подарил. Но редактор в нее заглянуть не изволил. Передачи у него получились в традициях самых унылых образцов советского времени – Александр Иванович прислал мне видеопленку с этими передачами.

       «Дальморепродукт» обанкротился. Зимой 2003-2004 годов «Одессу» увели из Владивостока и сдали «на гвозди». Никто во Владивостоке не озаботился тем, чтобы превратить ее в музей. Этим озаботились было американцы из общественной организации любителей судов типа «Либерти», но они опоздали. Зато группа камчатских любителей подводных погружений оказалась озабочена тем, чтобы поднять со дна американскую субмарину, торпедировавшую «Одессу». Средств для этого, однако, не нашли.

наверх                                   предыдущая глава                              следующая глава