назад в содержание                          предыдущая глава                        следующая глава  


ТРАНСПОРТНАЯ ЭПОПЕЯ* НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

 

    ЧУТЬ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ ВСЕХ ГРУЗОВ БЫЛО ОТПРАВЛЕНО ЧЕРЕЗ ТИХИЙ ОКЕАН. ДОСТАВЛЕНО БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ЗА СЧЕТ НА ПОРЯДОК МЕНЬШИХ, ЧЕМ В АТЛАНТИКЕ, ПОТЕРЬ. В отчетах о военной помощи президентов США конгрессу на тихоокеанских маршрутах и на сибирском участке трассы перегона самолетов через Аляску и Сибирь (АЛСИБ) потери и вовсе равны НУЛЮ. Наиболее вероятно это можно объяснить тем, что советская официальная статистика не сообщала союзникам сведения о потерях на этих маршрутах.

КОНВОЕВ ЗДЕСЬ НЕ БЫЛО – ведь до августа 1945 года в этом регионе Советский Союз ни с кем не воевал. В ОДИНОЧНОМ БЕСКОНВОЙНОМ ПЛАВАНИИ НА ВЕЛИКОМ ОКЕАНЕ РАБОТАЛИ СУДА ТОЛЬКО ПОД СОВЕТСКИМ ФЛАГОМ И С СОВЕТСКИМИ ЭКИПАЖАМИ НА БОРТУ – «ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СОВЕТСКИЕ ПАРОХОДЫ», как сформулировано в отчете Внешторга, рассекреченного в 1990 году в Архиве Внешней Политики (АВП) МИДа РФ.

По данным президентских отчетов (см. «Приложения» в книге Р. Джонса, таблицы VI и VII, или сс.15 и 362 в книге А.Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан»), через Тихий океан на судах под советским флагом было отправлено в 124 раза больше грузов, чем на советских судах через Атлантику, где «русский ленд-лиз» возили преимущественно сами американцы.

Поскольку с 7 декабря 1941 г. на Тихом океане шла война между Японией и США,  все советские суда, курсирующие на линии Америка – Владивосток, были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, в составе экипажа была военная команда, военную подготовку имели многие гражданские моряки. Обращению с американским вооружением большинство из них обучалось в Военно-морской школе США в Сан-Франциско.

Максимальное число судов, занятых в тихоокеанских перевозках, приближалось к 300.
      Главным перевозчиком было Дальневосточное государственное морское пароходство (ДВГМП) наркомата Морфлота. Его флот к началу войны имел 85 судов, за годы войны к ним прибавилось 39 судов, перебазированных из западных пароходств, и 128 поступивших по ленд-лизу, в числе которых были отремонтированные старые суда и новые крупнотоннажные сварные сухогрузы типа «Либерти» и танкеры («ДВМП 1880-1980», Владивосток, 1980, сс.194 и 237). Из новостроя поступило около 50 судов. 

В тихоокеанских перевозках был задействован и флот Дальстроя НКВД (народный комиссариат Внутренних дел). В его состав входили 4 быстроходных крупнотоннажных судна, которые за годы войны перевезли без малого 0,5 миллиона тонн импортных грузов (анализ материалов Государственного архива и Центра хранения современной документации Магаданской области).

  Большинство судов рыбной промышленности Дальнего Востока и Камчатки, способных пересечь океан, как транспортного, так и добывающего флота ходили в годы войны в США и Канаду на ремонт и переоборудование и возвращались обратно с грузами ленд-лиза. Многие транспортные рыбацкие суда возили импортные грузы в межсезонье. Постоянно работали на линии Америка – Владивосток танкер АКО (Акционерное Камчатское Общество) «Максим Горький» и рефрижераторы Востокрыбхолодфлота «Рион» и «Пищевая индустрия» (Материалы Государственного архива Приморского края).

       Из 252 военных и вспомогательных кораблей, поступивших по ленд-лизу в Тихоокеанский флот, 64 торпедных и 29 сторожевых катеров были доставлены на транспортных судах (С.С. Бережной «Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза», М., 1982).
       Из 14 203 самолетов, принятых советской приемкой на всех морских и воздушных путях доставки, 7925 поступили по трассе АЛСИБа –  перегона через Аляску и Сибирь (Приложения в книге Р. Джонса, таблицы II и III; «Ленд-лиз. Тихий океан», сс. 273-291). Грузы, обеспечивающие строительство и оборудование аэродромов и снабжение трассы, доставляли транспортные суда через Тихий и Северный Ледовитый океаны к устьям больших судоходных сибирских рек, на берегах которых были построены практически все аэродромы АЛСИБа. Для обеспечения морских перевозок по всему Дальнему Востоку шло строительство, реконструкция и переоборудование портов.

Торпедный катер на палубе
либерти "Красногвардеец",
Сан-Франциско, 1944 год

    Эту работу справедливо называть ТИХООКЕАНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЭПОПЕЯ. Главным ее организатором был Александр Александрович АФАНАСЬЕВ.
    А.А. АФАНАСЬЕВ (1903-1991) был назначен начальником ДВГМП в 1939 году после того, как предыдущее руководство пароходства было репрессировано. До этого назначения он работал в Балтийском пароходстве и на Дальнем Востоке не бывал. В начале 1942 года Афанасьев стал уполномоченным Государственного Комитета Обороны (ГКО) по перевозкам на Дальнем Востоке, в декабре 1942 года назначен первым заместителем наркома Морфлота СССР и уполномоченным ГКО по всем морским перевозкам. Назначен на должность министра Морфлота СССР 30.03.1948 г., арестован 17.04.1948 г. 6 лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке.

После освобождения и до выхода на пенсию занимал различные должности в руководстве Морфлота. До ареста и после освобождения он по несколько лет был начальником Главного управления Северного морского пути при Совете министров СССР, которое тогда имело права министерства. Среди его многочисленных наград три ордена Ленина.

    Все большие и малые порты западного побережья США и Канады и многие порты восточного побережья Америки через Панамский канал отправляли грузы ленд-лиза в советские дальневосточные порты, главным из которых был и остается Владивосток, откуда уходит на запад Дальневосточная железнодорожная магистраль – см. карту «Маршруты Тихоокеанской транспортной эпопеи».    "The routes of pacific transport epopee"
    Суда шли вдоль побережья Северной Америки, у острова Уналашка выходили в Берингово море. Небольшая их часть в период летней навигации направлялась к бухте Провидения, где собирались караваны судов для ледовой проводки по Северному морскому пути. Через Берингов пролив поступали в основном грузы для АЛСИБа. Вследствие этого ТРАССА ПЕРЕГОНА САМОЛЕТОВ БЫЛА ЧАСТЬЮ ТИХООКЕАНСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЭПОПЕИ.
    Большинство судов огибало Командорские острова и направлялось вдоль берега Камчатки к югу с заходом в Петропавловск-Камчатский или без него, но практически все заходили в бухту Ахомтен в 40 милях южнее Авачинской губы (после войны Ахомтен переименовали в Русскую). Там находился военно-лоцманский пункт (ВЛП). В самом начале войны подходы к Петропавловску и другим дальневосточным портам были заминированы, через оставленные в минных полях проходы военные лоцманы проводили караваны по 3-5 судов. Кроме ВЛП, в Ахомтене находился пост офицера конвоя, от которого капитаны судов получали инструкции по дальнейшему пути следования. 
    Обогнув мыс Лопатка, суда двигались к северу вдоль западного берега Камчатки. Те, которые имели грузы в Магадан или направлялись в Татарский пролив, но в Петропавловске не отгрузились, шли в порт Нагаево у Магадана. Остальные меняли курс в указанной точке северной части Охотского моря и с грузами военными и стратегическими шли в Амурский лиман и Татарский пролив, без них, имея на борту только генеральные грузы**, – в пролив Лаперуза. Из Лаперуза, Татарского и Корейского проливов суда шли в бухту Валентин, откуда военные лоцманы проводили их через минные поля во Владивосток.
    Грузы, оставленные в Петропавловске и Магадане, вывозили во Владивосток в навигацию в основном суда Николаевского-на-Амуре пароходства, которое имело только малокаботажный*** флот (после войны пароходство было перебазировано в Холмск и стало называться Сахалинским).
    Небольшое число судов, шедших из Америки, выгружалось в Николаевске-на-Амуре на речные суда и баржи, которые доставляли грузы вверх по Амуру в Комсомольск, откуда велось строительство железной дороги к Советской Гавани, и в Хабаровск.


* Эпопея – слово греческого происхождения, в первоначальном смысле – цепь крупных событий. Чаще используется производное значение этого слова – литературное произведение, отражающее такую цепь, его еще нередко называют эпос.

** Грузы на судах транспортного флота, в том числе и грузы военной помощи, делятся на три главных категории: генеральные, стратегические и военные. К генеральным, то есть основным, или общим, относят продовольствие, обмундирование, обувь, автомашины, паровозы, вагоны, оборудование и многое другое. К стратегическим грузам относят горючее, взрывчатые вещества и ряд других. К военным – самолеты, танки, пушки, пулеметы, снаряды и т.п.

*** Прибрежное плавание между портами одного государства – каботаж. Между портами одного бассейна – малый, разных бассейнов – большой. Последнее, очевидно, можно отнести и к загранплаванию. В малом загранплавании советские суда доставляли грузы ленд-лиза через Каспийское море из иранских портов на южном его берегу в основном в Астрахань и Красноводск.

 

            наверх                                 предыдущая глава                        следующая глава