назад в содержание                          предыдущая глава                        следующая глава  
КАК ПОСТУПАЛА ВОЕННАЯ ПОМОЩЬ В СССР  ВО ВРЕМЕНИ

    Помощь Советскому Союзу и Великобритания, и США обещали сразу же после нападения на нашу страну гитлеровской Германии. Но вопрос о том, имеет ли смысл помогать и в какой мере, решил, как в свое время и для Великобритании, визит Гарри Гопкинса. Он прилетел в Москву через линию фронта в конце июля 1941 года в качестве личного представителя президента США. 30 и 31 июля Гопкинс встречался со Сталиным, на этих встречах договорились о проведении совещания представителей трех держав.

Первая конференция с участием СССР, США и Великобритании проходила в Москве с 29 сентября по 1 октября 1941 года. На ней, кроме общих договоренностей, 1 октября был подписан Первый протокол о военных поставках по 30 июня 1942 года. Это был документ не внешнеполитического, а внешнеэкономического ведомства, в котором конкретно, в штуках и тоннах в единицу времени были зафиксированы объемы военной помощи нашей стране. Обязательства эти, однако, полностью не выполнялись по многим причинам ни в период действия Первого протокола, ни Второго, который длился с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943-го. Только в Третий протокольный период (1.07.43 г. – 30.06.44 г.) график поставок стал выполняться, а в     Четвертый превысил намеченные объемы в основном за счет поставок того, что было недопоставлено прежде.

    Но сразу после капитуляции Германии, когда европейского фронта не стало, Трумэн, ставший президентом США после смерти 12 апреля 1945 года Франклина Рузвельта, «8 мая 1945 года (время Западного полушария) лично распорядился приостановить поставки по ленд-лизу для СССР» («Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», М., 1984, т.1, с.36). Погрузка советских судов в американских портах остановилась на несколько дней.

    Следующий протокольный период длился с 13.05.45 г. по 2.09.45 г. «Трумэн ограничил ленд-лиз потребностями войны с Японией, и ленд-лиз потенциально закончился с поражением Японии в сентябре 1945 года», – пишет Роберт Коакли.

    Заключительным был период с 3 по 20 сентября 1945 года.

    Объемы поставок  представлены в следующей таблице: 

 

 

В уже упомянутом сборнике «Ленд-лиз и Россия» (Архангельск, 2006) во всех статьях российских авторов первым морским называется маршрут через Атлантический океан в наши северные порты Мурманск и Архангельск, на карте из книги Р.Джонса он назван «NORTH RUSSIA» – «Северная Россия». Вторым морским наши исследователи считают маршрут в порты Персидского залива – «PERSIAN GULF». И это при том, что в источниках информации многие из них указывают книгу T.H.Vail MotterPersian Corridor and Aid to Russia” («Персидский коридор и помощь России»), Washington,1952. А в этой книге опубликована таблица ПОМЕСЯЧНЫХ ОТПРАВОК грузов военной помощи «морем из Западного полушария в СССР по маршрутам с 22 июня 1941 г. по 20 сентября 1945 г.», составленная на основе отчетов американских президентов конгрессу. Таблица эта опубликована на русском языке в моей книге «Ленд-лиз. Тихий океан» (сс. 363-365) и в сборнике «Северные конвои» (Архангельск, 1991), составителем которого был тот же Михаил Николаевич Супрун, который выпустил в 2006-м сборник «Ленд-лиз и Россия». Но и в его собственной статье в последнем сборнике опубликован тот же не соответствующий действительности порядок маршрутов.

По данным таблицы из книги В.Моттера первые 2 988 длинных тонн грузов военной помощи в нашу страну ушли уже в июне (!) 1941 года через Тихий океан, очевидно, из США. Конвой PQ-00 «Дервиш» был отправлен из Англии в августе, он вез 4 370 дл.т грузов. Через Тихий океан к этому времени было отправлено: в июле – 27 567 дл.т, в августе – 93 113 дл.т.

До конца 1941 года было отправлено:

через Тихий океан в ДВ порты – 193 299 дл.т,
                   в Северную Россию – 153 977 дл.т,
                   в Персидский залив – 13 502 дл.т (маршрут начал действовать с ноября 1941 года).
    САМЫЙ КОРОТКИЙ И ПРИВОДЯЩИЙ БЛИЖЕ ВСЕГО К МЕСТАМ СРАЖЕНИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ     МАРШРУТ В НАШИ СЕВЕРНЫЕ ПОРТЫ СЛЕДУЕТ СЧИТАТЬ САМЫМ ВАЖНЫМ, но называть его первым по этой причине не стоит. Не очень справедливо называть его и самым опасным, поскольку опасность – понятие потенциальное. Наиболее точным будет название САМЫЙ ЖЕРТВЕННЫЙ, ИЛИ МАРШРУТ МАКСИМАЛЬНЫХ ПОТЕРЬ. Они составили 7% от всего отправленного, на маршруте в Персидский залив – 4%, это цифры из президентских отчетов.
    ТИХООКЕАНСКИЙ МАРШРУТ НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК БЫЛ ПЕРВЫМ И ПО НАЧАЛУ РАБОТЫ, И ПО ОБЪЕМУ ОТПРАВЛЕННОГО.
    Р.Джонс дает общие цифры отправленного через Атлантический и Тихий океаны. У В.Моттера указаны три маршрута через Атлантику: Персидский залив (по нему отправлено 4 159 117 дл.т грузов), Северная Россия (3 964 231 дл.т) и Черное море (680 723 дл.т) – этот маршрут через Средиземное море в советские черноморские порты действовал с января 1945 г., когда на юге Европы закончились боевые действия, по 20 сентября 1945 г. Два маршрута через Тихий океан названы: Дальний Восток (8 243 397 дл.т) и Советская Арктика (452 393 дл.т). Поскольку источник информации для обоих исследователей был один – отчеты о военной помощи американских президентов конгрессу, итоговые цифры практически совпадают: 
8 805 085 дл.т отправлено через Атлантику и 8 695 848 дл.т через Тихий океан, всего – 17 500 933 дл.т у Джонса и 17 499 861 дл.т у Моттера, в пересчете на тонны – 17,8 млн. тонн.

 

                                наверх                                   предыдущая глава                                    следующая глава