назад в содержание                             предыдущая глава                                       следующая глава

ГЛАВНЫЙ СТРОИТЕЛЬ КАМЧАТКИ
А.Н. ВИНОГРАДОВ (22 ноября 1901 г. – 31 марта 1992 г.)

А.Н. Виноградов,
снимок 1940-х годов

«Краткую записку об истории строительства морского порта в Петропавловске-Камчатском в 1942-1945 годах» Алексей Николаевич подготовил и передал в наш Краеведческий  музей не позже 1984 года. Она пролежала там больше 10 лет, опубликована была в журнале «Краеведческие записки» только в 1995 году, когда автора не было в живых уже три года.

Борис Павлович Проценко прибыл в Петропавловск тоже 5 декабря 1943 года на пароходе «Белоруссия» вместе с А.Н. Виноградовым, он работал на стройке механиком гидроучастка, а закончил свою трудовую деятельность заместителем председателя Мурманского горисполкома по строительству. Виноградова он называл своим учителем и образцом руководителя на стройке. Еще Б.П.Проценко считал, что ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ В ГОДЫ ВОЙНЫ ДОВЕРИЛИ ТАКУЮ СТРОЙКУ, БЫЛ ТОГДА ЛУЧШИМ В СТРАНЕ ГИДРОСТРОИТЕЛЕМ.

Отозванный с Камчатки весной 1945 года А.Н.Виноградов вернулся в Петропавловск в 1949 году и, как говорил сам, продолжал строить порт и город. Выйдя на пенсию в 1962 году, он уехал туда, где родился, работал после войны и умер в 1992 году, когда его родной город снова стал называться Санкт-Петербургом.

ВСЕ, ПОСТРОЕННОЕ НА КАМЧАТКЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ А.Н. ВИНОГРАДОВА, С ЧЕСТЬЮ ВЫДЕРЖАЛО 3 СИЛЬНЕЙШИХ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ, СЛУЧИВШИХСЯ В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ В ХХ ВЕКЕ.

ЗА ПОРТ, ПОСТРОЕННЫЙ В ГОДЫ ВОЙНЫ, А.Н.ВИНОГРАДОВ БЫЛ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ЛЕНИНА – я видела у него этот орден. Но в картотеке награжденных Государственного архива Камчатской области этой награды не было. О стройке военных лет камчатские краеведы не спешили собирать сведения, хоть В ПАРТИЙНЫХ ДОКУМЕНТАХ ЭТА СТРОЙКА НАЗВАНА «ОБЪЕКТОМ №1» («Камчатская область в годы войны: сборник документов», П-К, 1975).

Инженеры на стройплощадке:
справа - А.Н. Виноградов, второй слева
Б.П. Проценко

В наступившем ХХI веке самый старательный исследователь камчатских архивов Сергей Витальевич Гаврилов разыскал и опубликовал в выпусках «Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки» найденные им материалы. В выпуске 8, вышедшем в 2005 году, есть два доклада, сделанных на пленуме Обкома партии в феврале 1944 года: Я.Я.Завадского «О работе Петропавловского-на-Камчатке порта за 1943 г. и задачах на 1944 г.» и самого А.Н.Виноградова «О строительстве Петропавловского порта». Сведений об ордене Ленина С.В.Гаврилов в камчатских архивах не нашел ни в государственном, ни в партийном.

Справку из Управления президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам удалось получить мне только в апреле 2005 года, к юбилею Победы.

Указанная в справке медаль «За трудовое отличие», судя по дате, получена А.Н.Виноградовым за работу по укреплению причалов Владивостокского МТП в начале войны. А «проявленное при этом мужество» состояло в том, что сорокалетний Алексей Николаевич надевал водолазный скафандр и обследовал причалы под водой, чтобы их укрепление было выполнено на самом высоком уровне, как и все, что он делал.

    Учителем А.Н.Виноградова называли многие из тех, кто работал с ним на Камчатке во время и после войны. Можно считать, что он создал здесь гидростроительную школу, которую пытаются, но так до конца и не могут уничтожить некоторые имеющие власть камчатские деятели. Тоже называющий себя учеником Виноградова бывший председатель Камчатского облисполкома, по нынешней терминологии губернатор Камчатки Н.А. Синетов написал: «История Камчатки в годы войны велика, и морской порт сыграл в этом немаловажную роль, в чем большая заслуга Виноградова А.Н.».

Ответ на запрос А. Паперно

Памятная доска главному строителю Камчатки А.Н. Виноградову была изготовлена студией «ЩОРС» тоже безвозмездно и установлена на доме №36 по улице Ленинской. Открыта она была в октябре 2002 года незаконно. Узаконили ее решением Городской Думы только в 2004-м. 

А в юбилейном 2005-м никто на Камчатке из озабоченных патриотическим воспитанием представителей власти выборной и назначенной, военной и гражданской, партийной и церковной, профсоюзной и «четвертой» в своих публичных выступлениях не сказал ни слова о военно-трудовом подвиге, совершенном в годы Второй мировой войны. Никто из них за весь юбилейный год не добрался не только до могилы главного военного лоцмана Камчатки на кладбище у Халактырского аэропорта, но даже, проезжая не по одному разу на дню по улице Ленинской мимо, не остановился у памятной доски главного строителя Камчатки, не принес двух цветочков. Никто не сделал этого даже в День рыбака, митингуя через улицу от нее возле остановки «Аллея флота» на Аллее морской славы у стендов памяти морских трагедий.

Флота не стало. Слава, кроме слова на закладном камне, на этой аллее так и не появилась. Только морские трагедии присутствуют на ней. О них, разумеется, надо помнить и, наверное, изучать их, чтобы иметь возможность избежать бесславной гибели. Но воздавать почет таким трагедиям в дни профессионального праздника надо ли?

     Только 17 октября 2006 года у этой памятной доски, говорят (меня в городе не было), появилось руководство города чуть не в полном составе, но узнали об этом немногие – в объектив телекамеры это явление не попало. Мне удалось получить копию видеосюжета. На экране ГТРК показали группу школьников совсем не старших классов и Ирину Васильевну Витер. Одна из официальных камчатских краеведов, главный специалист Краевой научной библиотеки сказала: «Виноградов Алексей Николаевич был одним из первостроителей порта», ничего к этому не добавив.

ОБЩЕИЗВЕСТНО, ЧТО ПЕРВОСТРОИТЕЛЯМИ НАЗЫВАЮТ РАБОЧИХ, КАК ПРАВИЛО НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ, поскольку на любой стройке первые работы – земляные, кроме умения обращаться с киркой, лопатой и тачкой, ничего другого они не требовали, во всяком случае в Петропавловске в годы войны. А ВИНОГРАДОВ БЫЛ ИНЖЕНЕРОМ МИРОВОГО УРОВНЯ. И НЕ БЫЛ ОН ПЕРВЫМ ДАЖЕ СРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРОЙКИ, ПЕРВЫМ БЫЛ Н.А. БАЛАНДИН, по свидетельству которого первостроителями ПКМТП в 1942 году были заключенные. Об использовании труда заключенных на этой стройке С.И. Соколова, бывшая в 1990-е годы заместителем директора Краеведческого музея по науке, нашла материалы в камчатских архивах и опубликовала статью «Петропавловский порт: год 1942-й» в «Краеведческих записках-1996», вышедших в 1997 году.

Самое интересное заключается в том, что ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА ВСЕ ЭТО ПРЕКРАСНО ЗНАЛА, она тогда тоже работала в Краеведческом музее, именно ей я принесла привезенную из Владивостока в начале 1990-х годов копию проекта двух первых некапитальных причалов с пояснительной запиской, и она делала выписки из этой записки. ПОЛУЧАЕТСЯ, ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ КАМЧАТСКИХ КРАЕВЕДОВ ЛГАЛА ПЕРЕД ТЕЛЕКАМЕРОЙ У ПАМЯТНОЙ ДОСКИ ГЛАВНОМУ СТРОИТЕЛЮ ГОРОДА.

Памятную доску на доме №36 по улице Ленинской открывают А.Паперно и
 А. Сташевский

И.В.Витер перешла в конце 1990-х годов в Областную, ставшую теперь Краевой научную библиотеку. В 2000 году в честь 260-летия города она сделала там выставку о застройке Петропавловска по десятилетиям, выставка висела больше года. НА СТЕНДЕ 1940-х ГОДОВ НЕ БЫЛО ДАЖЕ УПОМИНАНИЯ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОРТА, БЕЗ КОТОРОГО ГОРОДА НЫНЕШНИХ РАЗМЕРОВ БЫТЬ НЕ МОГЛО. 

Есть еще много задокументированных примеров подобной деятельности ее и некоторых других наших официальных историков и краеведов. Такая деятельность заставляет вспомнить слова Мигеля Сервантеса: «Лживых историков следует казнить как фальшивомонетчиков». Однако у наших власть имущих эти фальшивомонетчики пользуются большим почетом.

    Кстати, «казнить» вовсе не значит лишать жизни. В Библии рассказано о казни вечной жизнью, еще известна казнь гражданская. В любом случае это жестокое наказание. Разумным людям остается согласиться со сравнением и мнением Сервантеса.

Вернемся к ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ОТ ПРОТИВНОГО. Представим, что к концу войны в Петропавловске не появился мощный современный торговый порт.

Еще до войны в планах развития Севморпути было строительство ПКМТП, только вряд ли такого мощного. Дело не дошло даже до проектирования, было всего несколько изыскательских экспедиций. А в годы послевоенной разрухи до этой стройки руки дошли бы очень не скоро. Петропавловск на долгие годы оставался бы поселением, которое городом можно было называть с большой натяжкой. 

Это значит, НЕ ПОЯВИЛОСЬ БЫ НА СВЕТ АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО ТЕХ, КТО РОДИЛСЯ В ПЕТРОПАВЛОВСКЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ. По той простой причине, что не встретились бы здесь их родители – негде было бы встретиться. НЕ ИМЕЛИ БЫ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИЕХАТЬ СЮДА В БОЛЬШИНСТВЕ СВОЕМ ТЕ, КТО ПРИЕХАЛ ПОСЛЕ ВОЙНЫ НА КАМЧАТКУ за длинным рублем. И даже «за туманом и за запахом тайги» приехало бы куда меньше народу.

Примерьте к себе это допущение – тогда, наверное, поймете, что значит для нашего города порт, возникший для перевалки грузов ленд-лиза, построенный в значительной мере из материалов ленд-лиза и ленд-лизовской техникой.

    ПОРТ ОПРЕДЕЛИЛ ПОСЛЕВОЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПЕТРОПАВЛОВСКА, И ВСЕЙ КАМЧАТКИ.

наверх                            предыдущая глава                                       следующая глава