оглавление

Доброй памяти “Вулканолога”

Л. Головина. “Новая Камчатская правда”, 25 апреля 2002 года, № 16.


Научно-исследовательское судно “Вулканолог” сошло со стапелей Хабаровского завода имени С.М. Кирова 26 апреля 1976 года. С тех пор этот день и считается рождением флагмана отечественной вулканологии на Дальнем Востоке. Подъем флага на судне состоялся спустя полгода – в ноябре. А до этого времени наши, камчатские, вулканологи работали на судне, чтобы довести до совершенства его подготовку к будущим исследованиям в морях и океанах. Предстояли сложные рейсы, и никто не подозревал, что после 1991 года “Вулканолог” перестанет служить науке. Его припишут к коммерческим рейсам – перевозить “челноков” из юго-восточных портов.
“Вулканолог” строили как научно-исследовательское судно по специальному проекту для серьезных, глубоких исследований подводного вулканизма и тектонической активности морского дна в Тихоокеанском регионе. Дорогостоящее дефицитное оборудование камчатские вулканологи добывали для судна всеми правдами и неправдами. И в конце концов укомплектовали по всем стандартам свою будущую надежду научных открытий – “Вулканолог”.
Именно во время постройки “Вулканолога” сложилась команда будущих исследователей-мореходов. Вот их имена: Геннадий Порфирьевич Авдейко, Владимир Алексеевич Сологуб, Владимир Александрович Рашидов, Константин Андреевич Скрипко, Евгений Владимирович Сапожников, Валерий Владимирович Баснак, Георгий Петрович Пономарев, Виктор Михайлович Сугробов, Николай Иванович Селиверстов. А за ними стоял еще весь коллектив Института вулканологии, ученики. В общем, “Вулканолог” стал научной школой Камчатки.
“Вулканолог” совершил 41 рейс с нашими учеными. География его научных походов обширна: Мексика, Новая Гвинея, Филиппины, Малайзия и, конечно, каждый уголок вокруг Камчатки. Зарубежные рейсы, разумеется, считались престижнее, чем местные. Платили валютой, иностранные порты сменялись один за другим. Экзотика.
На рейсы вокруг Камчатки приходились самые сложные времена года. Но эти рейсы были главными для исследовательской работы. Открытия происходили именно тогда. Измерения теплового потока во время второго рейса дали потрясающие результаты. Сложилась убедительная картина возраста морского дна, которая дала представления о тектонической активности. 
“Вулканологом” заинтересовались государственные заказчики. Они стали заключать с Институтом вулканологии (в то время хозяином судна) выгодные хоздоговоры. Ученые смогли не только проводить исследования, но и зарабатывать на науку. 
Но все же на первом месте в морских работах были научные исследования. Их важнейшие направления: обнаружены новые, неизвестные ранее закономерности в геологическом развитии морского дна в районе Камчатки и Курил, составлены карты новейшей тектоники, были выделены и тщательно изучены сейсмоактивные разломы.
Пожалуй, одним из наиболее интересных открытий ученых стал в то время Массив Вулканологов, к северо-востоку от Командорских островов, и подводный вулкан Пийпа, названный в честь первого директора Института вулканологии. Несколько лет разные обстоятельства мешали ученым произвести полную съемку подводного вулкана, удалось лишь с третьей попытки в 1984 году. Потом пришлось в нескольких рейсах, с трудоемкими испытаниями, последующими проверками доказывать, что вулкан действующий. И всего-то вулкан находится на глубине 340 метров! Удивительно, что никто и никогда об этом не знал… пока не появился “Вулканолог”.
Лишь раз судно пропустило свой рабочий сезон. Это было в 1980 году, когда “Вулканолог” стоял на ремонте в Петропавловске. По вине ремонтников на “Вулканологе” взорвался главный двигатель. Но судно выжило. И ходить бы да ходить ему в моря, но наступил 1991 год. Финансирование науки резко сократилось, заказчиков перестали интересовать хоздоговора. Ходить в море ученым стало не на что. 
Сейчас “Вулканолог” далеко от Камчатки. Новые хозяева сделали его “торгашем”. Наверное, научный “работяга” скучает о тех, кто, не жалея сил, в любую погоду вместе с ним исследовал морские глубины, чтобы предупредить людей о грозящих стихиях.
Грустная история и такая типичная. Но, главное, что у наших вулканологов осталась школа, настоящая – научная.

наверх