назад в содержание                                предыдущая глава                                       следующая глава

НЕ ПОМНЯ ЗЛА, ЗА БЛАГО ВОЗДАДИМ

 

    Пушкинская строка относится к совсем другой ситуации. Но это суждение можно отнести и к ситуации с ленд-лизом. В своем исследовании я давно пришла к выводу: ЗА ЛЕНД-ЛИЗ НАДО БЛАГОДАРИТЬ И НЕ НАДО ПЛАТИТЬ. Надо и не надо БЫЛО. У нас все делалось как раз наоборот.

    «ЛЕНД-ЛИЗ БЫЛ БОЛЬШОЙ И ХОРОШИЙ», – сказал капитан Алексей Павлович Яскевич. Он мог судить об этом лучше многих других, потому что за годы войны получил опыт, которого, пожалуй, не имел никто другой.

Капитан А.П. Яскевич

    В июле-сентябре 1941 года он на судне ДВГМП «Ашхабад» совершил рейс в Австралию, не имея карт, поскольку до войны у СССР не было с Австралией дипломатических отношений, и заходов в какие-либо порты по пути не было. «Ашхабад» пришел в Австралию первым советским судном и уже в статусе союзника. После возвращения во Владивосток был переход через Тихий океан и Панамский канал в Нью-Орлеан на восточном побережье США, где на пароходе установили вооружение, загрузили его бочками с авиационным бензином и направили в канадский порт Галифакс, где формировался конвой на Англию. Из порта Лох-Ю (Шотландия) в составе конвоя PQ-11 привезли горючее в Мурманск, где разгружались под бомбежками, но обошлось без ЧП. На обратном пути «Ашхабад»  в балласте двумя конвоями: QP-9 до Рейкьявика (Ирландия) и Атлантическим союзным прибыл в Нью-Йорк. Оттуда в одиночном плавании был направлен на Кубу, чтобы принять груз сахара, но у полуострова Флорида 29 апреля 1942 года «Ашхабад» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-402. В результате грамотных действий капитана и благодаря хорошей выучке весь экипаж высадился на лодки и плоты без потерь, был подобран судном Береговой охраны США и доставлен в Нью-Йорк.
   
Спасенных моряков распределили по другим советским судам, а капитана Яскевича вскоре назначили председателем Комиссии по приему американских судов, передаваемых в ДВГМП через Морскую комиссию США в порту Сан-Франциско. Суда передавали отремонтированные старые. 
   
После настойчивых просьб о направлении его капитаном 28 января 1943 года А.П. Яскевич принял из новостроя первое судно типа «Либерти», названное «Красногвардеец». Как подсчитал сам Алексей Павлович, «до окончания войны с Германией «Красногвардеец» совершил 17 рейсов между портами западного побережья США и Владивостоком, перевез около 200 тысяч тонн фрахтовых грузов».
    Не напрасно А.П.Яскевича называли капитаном №1 военных лет. Его мнение о ленд-лизе значит много.

 

наверх                                            предыдущая глава                                       следующая глава